К сентябрю Минобрнауки России разработает обновленную Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования, в рамках которой пересмотрит формат взаимодействия между органами власти, подведомственными им вузами и индустриальными партнерами. Об этом сообщила заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова на VIII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде.
«Для подготовки действительно работающего механизма цифровой трансформации нам в первую очередь необходимо пересмотреть формат взаимодействия между регулятором, вузами и индустриальными партнерами. Мы предлагаем перейти в парадигму, где с начальной стадии проектирования Стратегии и до конца ее реализации все работают в роли партнеров. Именно по этому принципу мы уже начали проводить стратегические сессии по разработке Стратегии совместно с университетами и вендорами и будем продолжать эту практику на всех этапах ее подготовки и реализации», — отметила Дарья Кирьянова, выступая на сессии «Цифровая трансформация отрасли науки и высшего образования».
Участие в дискуссии приняли ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев, проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин, директор по математическому моделированию Госкорпорации «Росатом» Дмитрий Фомичев, директор Центра индустрии образования Сбербанка Наталья Журавлева и другие.
Спикеры обозначили пробелы, на которые стоит обратить внимание при реализации цифровой трансформации высшего образования, обсудили тренды развития отрасли с учетом задачи по достижению технологического суверенитета страны, а также перспективы партнерства государства, вузов и предприятий для качественного изменения бизнес-процессов образовательной среды с учетом развития цифровых и технологических возможностей.
Так, директор 1С Борис Нуралиев отметил, что планирование трудовых, финансовых и управленческих ресурсов вуза (его ERP) не проще, чем завода, при этом сложностей — не меньше.
«Наш подход в университетах — типовое решение с основным функционалом и возможностью кастомизации под конкретные дополнительные пожелания заказчика», — пояснил он.
Большое внимание в рамках дискуссии было уделено качеству образования и вопросу развития кадрового потенциала с учетом цифровых компетенций.
«Сегодня систему образования необходимо построить так, чтобы были тотальные цифровые компетенции у всех выпускников вузов, вне зависимости от специализации. ИТ должно стать постоянным элементом образования», — рассказал проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин.
Продолжил тему развития кадров Владимир Татаринцев, директор по развитию стратегических проектов ПАО «Ростелеком».
«Чтобы решить задачу кадров мы запускаем образовательные программы по наиболее востребованным специальностям будущего с ведущими вузами. Мы готовим не только студентов, но и преподавателей, которые должны уметь работать с российским стеком технологий. Так, в 2024 году планируется проведение более восьми волн обучения по трем образовательным программам. Мы открыты к набору в пилотный проект новых университетов и реализации иных совместных инициатив в целях достижения технологического суверенитета», — подчеркнул Владимир Татаринцев.
В конце 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил разработать стратегии цифровой трансформации. Их цель — масштабирование конкурентоспособных отечественных решений в различные отрасли российской экономики, социальной сферы и государственного управления.
Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования было утверждено премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным в декабре 2021 года. Актуализация Стратегии ведется в рамках поручения Президента РФ с учетом текущей внешнеэкономической ситуации и новых направлений развития государства.