В Казани с 7 по 9 июня проходит Международный форум министров образования «Формируя будущее». В нем приняли участие главы федеральных ведомств России, а также министры образования других стран.
Собравшихся поприветствовал Президент РФ Владимир Путин.
«Мы многое делаем для поддержки и развития образования в других странах. Из года в год растет число педагогов — участников программы «Российский учитель за рубежом». Сейчас в рамках проектов проходящего в России Года педагога и наставника наши учителя преподают в зарубежных общеобразовательных организациях. В ближайшие годы такая работа обязательно будет расширена», — отмел глава государства.
Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко подчеркнул важность развития образовательной системы каждой страны в соответствии с ее конкретными потребностями и возможностями. По его словам, необходимо формировать собственный фонд квалифицированных педагогических кадров.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук выразил уверенность, что нынешний форум станет важным шагом для решения задач, направленных на развитие международной образовательной среды, системы ценностей воспитания, педагогики, качества и доступности образования, его инфраструктуры и роли в экономики.
«Участникам форума представляется уникальная возможность развить существующие деловые связи, приобрести новых партнеров и выстроить взаимовыгодные коммуникации в России и за рубежом. А укрепление взаимодействия наших профильных ведомств будет сопутствовать широкому спектру инициатив мероприятий. Выражаю надежду, что результаты форума внесут значительный вклад в укрепление сотрудничества наших стран», — сказал он.
С докладом на открытии форума выступил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. В своем выступлении он затронул тему сотрудничества с другими государствами в области науки и высшего образования.
«Качественное образование ценится во всем мире. В этой связи наша система меняется в соответствии с вызовами времени, становится более современной и гибкой, вбирая в себя все лучшее, что было в нашей стране, учитывая и оценивая лучшие практики, которые есть в мире. Несмотря на планируемую трансформацию, мы в полной мере обеспечим интересы студентов, в первую очередь студентов иностранных», — подчеркнул Валерий Фальков.
#GAL#
Глава Минобрнауки России напомнил, что сегодня действует более 230 двусторонних соглашений и меморандумов о сотрудничестве в области науки и высшего образования. Этот перечень постоянно пополняется. В высокой степени готовности к подписанию проекты договоров с Венесуэлой, Перу, Вьетнамом, Индонезией, Китаем, Пакистаном, ЮАР и странами СНГ. На финальной стадии проработки находится Программа сотрудничества с Таиландом, дорожные карты с Китаем и Казахстаном. В этом году продолжается реализация комплексных планов действий с Вьетнамом, Монголией и Израилем, дорожных карт с Африкой, Индией, ЮАР, Анголой и Сирией и другими странами.
Валерий Фальков отметил, что все вопросы признания российского образования за рубежом продолжат решаться максимально оперативно. Для этого действуют более 70 договоров в области взаимного признания образования, квалификаций и ученых степеней со странами Африки, Европы, Азии, СНГ, ЕАЭС, Центральной и Южной Америки.
Сегодня обучение в российских вузах проходят более 350 тысяч иностранных студентов. При этом ежегодно увеличивается квота Правительства РФ для бесплатного обучения иностранцев в России. За последние три года она выросла в два раза — с 15 до 30 тысяч.
В Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане много лет действуют совместные (славянские) университеты. В настоящее время только в странах СНГ открыты 26 филиалов российских образовательных организаций.
Особое внимание глава Минобрнауки России обратил на проект «Летний университет», в рамках которого иностранные студенты проходят обучение на русском языке, знакомятся с культурой и историей регионов России. В прошлом году в Летнем университете приняли участие более 700 студентов из университетов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Сирии, Таджикистана, Узбекистана. В июле открывается очередная смена проекта.
Также Министр отметил, что в России сегодня представлена крупная исследовательская инфраструктура, не имеющая аналогов в мире. Она открыта для иностранного участия. В частности, это проекты класса «мегасайенс», такие как NICA в Дубне, РИФ на острове Русский, ПИК в Гатчине, КИСИ в Москве, СКИФ в Кольцово, ОМЕГА и СИЛА в Протвино.
На форуме в Казани собрались участники более 30 стран, в том числе 18 министров образования из Кубы, Венесуэлы, Конго, Мьянмы, Зимбабве, Пакистана, Катара, Афганистана и других. В онлайн-формате участие в форуме примут представители 9 стран, таких как Вьетнам, КНДР, Мадагаскар, Намибия, Эфиопия, Бразилия, ЮАР.
В ходе форума продемонстрируют успехи отечественной системы образования и представят передовой опыт России в области развития образовательной среды. В рамках деловой программы участники обсудят роль образования в развитии экономики, доступность качественного образования, работу с молодежью и детьми с ограниченными возможностями здоровья, детский отдых, обучение русскому языку в зарубежных странах