Главная /
Новости и статьи
Валерий Фальков: наша задача — дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков, выступил на совещании, организованном Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, с докладом о переходе к новой модели высшего образования. Мероприятие прошло при участии ректоров ведущих вузов и представителей крупнейших организаций-работодателей под председательством президента РСПП, председателя Национального совета Александра Шохина.  

В первой части своего доклада Министр подробно рассказал о целях и задачах совершенствования национальной системы высшего образования. Он подчеркнул, что необходимо уйти от противопоставления специалитета и бакалавриата и сосредоточиться на гибкости сроков обучения в формате базового образования. При этом университетам совместно с работодателями нужно предоставлять возможность самим определять продолжительность программ обучения.

«Наша задача — удержать баланс, с одной стороны, между фундаментальностью и практикоориентированностью, а с другой — дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда. Поэтому сроки подготовки специалистов в рамках совершенствования национальной системы высшего образования должны быть дифференцированы в зависимости от характера их будущей профессии и установлены вузами совместно с работодателями. Мы должны донастроить механизм таким образом, чтобы он работал в абсолютном большинстве вузов и позволил сделать принципиально новый шаг в повышении качества образования», — сказал Валерий Фальков.

#GAL#

Глава Минобрнауки России добавил, что сегодня есть колоссальный запрос на обновление инженерного образования с учетом быстро меняющейся экономики. В этой связи вузы — участники пилотного проекта разрабатывали технические образовательные программы с соблюдением баланса фундаментального ядра и практических дисциплин.

Напомним, согласно Указу Президента России Владимира Путина, с 2023 года запущен пилотный проект по апробации новой модели уровней высшего образования. В его реализации принимают участие шесть ведущих университетов страны.

Вместо бакалавриата и специалитета вводится базовое высшее образование со сроком обучения 4–6 лет. Специализированное высшее образование (по программам магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) представляет собой углубленную отраслевую подготовку кадров от 1 до 3 лет. Подготовка научных и научно-педагогических кадров выведена в профессиональное образование — аспирантуру.

В этом учебном году пилотный проект реализовывается по 113 приоритетным специальностям и направлениям подготовки. Среди них Математические и естественные науки, Инженерное дело, технологии и технические науки, Науки об обществе, Образование и педагогические науки.

Вторую часть доклада Министр посвятил вопросам применения университетами механизмов национальной системы квалификаций вузами — участниками пилотного проекта. Он обратил внимание на необходимость пересмотреть перечень образовательных программ и соотнести их с новым уровнем квалификаций.

«Нам предстоит проработать вопросы квалификаций и сроков подготовки кадров для максимального сопряжения профессиональных компетенций выпускников с требованиями рынка труда, а также совместно с Минтрудом России пересмотреть профессиональные стандарты и квалификационные требования», — сказал Валерий Фальков.

В свою очередь Александр Шохин отметил важность повышения эффективности национальной системы квалификаций как одного из действующих механизмов, связующих рынок труда с системой высшего образования.

Участники заседания также обсудили возможности внедрения результатов деятельности федерального проекта «Передовые инженерные школы» в целях актуализации содержания профессиональных стандартов и квалификаций.

Опыт создания нового типа инженерной подготовки в кооперации с высокотехнологичными компаниями и ведущими университетами может послужить основой для выработки предложений по корректировке соответствующих стандартов.

Предыдущая новость
Следующая новость
Читать также