Одним из ключевых вызовов для страны, системы высшего образования, науки и технологий Министр назвал достижение настоящего технологического суверенитета.
«Отвечая на этот вызов, мы уделили приоритетное внимание развитию инженерного образования, технологического предпринимательства. А в более широком смысле — трансферу научных разработок в реальную экономику. Надо отметить, что текущий год принципиально поменял университеты и отрасль науки и технологического развития. От нас ожидают не абстрактных академических достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов», — отметил Валерий Фальков.
Развитие предпринимательских компетенций и инженерного образования
Первый из них — «Передовые инженерные школы», в рамках которого на конкурсной основе были отобраны 30 программ создания инженерных школ на базе университетов. Заявки вузов для участия в конкурсе разрабатывались совместно с индустриальными партнерами. Валерий Фальков напомнил, что у каждой школы есть две задачи. С одной стороны, это подготовка лучших инженерных кадров для решения прорывных инженерных задач. А с другой — участие преподавателей, исследователей и студентов в решении конкретных инженерных задач, которые стоят перед предприятиями.
Второй проект — «Платформа университетского технологического предпринимательства» — направлен на формирование в вузах предпринимательской культуры и на создание условий для самореализации тех студентов, которые хотели бы пойти в технологическое предпринимательство.
«В 2022 году мы запустили сеть из 20 университетских стартап-студий в 18 регионах России, открыли 60 «Предпринимательских точек кипения» и совместно с фондом Бортника выдали 1000 грантов по 1 миллиону рублей на реализацию инициативных предпринимательских проектов. Каждый такой проект — это вполне конкретные разработки, которые могут улучшить жизнь человека», — подчеркнул Валерий Фальков.
Международное сотрудничество и региональное развитие
Особое внимание Глава Минобрнауки России в своем докладе уделил трансформации международных отношений в сфере высшего образования и науки. В этом году традиционно дружественные России страны сохранили и даже расширили масштаб научно-образовательного взаимодействия. В первую очередь, это страны СНГ, Китай, Индия, Вьетнам, большое число стран Азии, Африки, Латинской Америки. В частности, в 2023 году в России будет запущена новая образовательно-научная программа «Востоковедение и африканистика».«Стране нужны специалисты, не только хорошо знающие язык, историю и культуру стран этих регионов, но и глубоко владеющие экономической и геополитической проблематикой. В первом квартале 2023 года эта программа будет запущена», — сказал Валерий Фальков.
Министр добавил, что несмотря на санкционную политику, считает важным не прекращать участие российских ученых в реализации международных проектов класса «мегасайенс».
В ходе доклада глава Минобрнауки России сделал особый акцент на значимости развития науки и высшего образования в регионах. По словам Валерия Фалькова, продолжает расти количество бюджетных мест в вузах. В 2022 году выделено 618 тыс. При этом более 75% контрольных цифр приема распределяется в региональные университеты на основе заявок субъектов.
Также министр рассказал о реализации масштабной национальной программы поддержки развития университетов «Приоритет 2030» и отметил ее успешный запуск. Из 121 университета, отобранных для участия в программе, 77 представляют 50 субъектов России.
«За два года участники получили гранты от 200 млн до 1 млрд рублей. В основе программ развития лежат стратегические проекты. Уже на первом этапе реализации программы создаются уникальные разработки, вузы трансформируют свое образование, ведется тесное взаимодействие с регионами и бизнесом. Согласно предоставленным отчетам о реализации у ряда вузов уже есть конкретные ощутимые результаты исследований и разработок, которые можно представить обществу», — подчеркнул Министр.
Отдельно Валерий Фальков отметил дальневосточный трек программы «Приоритет 2030», в котором участвуют восемь университетов. Уже в этом году они получили по 71 млн рублей.
#GAL#
Ответы на вопросы сенаторов
По итогам выступления глава Минобрнауки России ответил на вопросы представителей Совета Федераций. В частности, сенаторов интересовала тема реализации программы по созданию молодежных лабораторий. Валерий Фальков напомнил, что в 2022 году в рамках национального проекта «Наука и университеты» открыто более 200 таких лабораторий, при этом была проведена приоритезация по направлениям их работы: микроэлектроника, новая медицина, современное сельское хозяйство и новая энергетика.Особое внимание на «правительственном часе» уделили строительству кампусов мирового уровня. Валерий Фальков отметил, что Президент поручил к 2030 году создать не менее 25 кампусов. Эта программа на особом контроле у премьер-министра Михаила Мишустина, она стартовала в 2021 году. Первые 8 кампусов отобрали из 27 регионов, в этом году к проекту присоединились еще 9 регионов.
«Кампусы — это проекты про смыслы, про изменения и про новые результаты, которые должны дать университетские коллективы. Это другое качество жизни для студентов. Это другая мобильность — то, о чем просят нас регионы», — сказал Министр.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко в завершении заседания отметила важность развития науки и высшего образования в новых условиях.
«Сегодня состоялось заинтересованное обсуждение важного вопроса. Мы все отдаем себе отчет, что сегодня наука и образование — это важнейшие сферы, от которых реально зависит будущее развитие России, технологический суверенитет, экономика и все остальное», — заключила Валентина Матвиенко.