Главная /
Новости и статьи
Университет как центр подготовки кадров: в СТАНКИН обсудили новую образовательную модель

Обсуждение новой образовательной модели МГТУ «СТАНКИН» состоялось в ходе четвертой двухдневной стратегической сессии на базе вуза. Рабочие группы представили свои идеи экспертной комиссии во главе с Министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым. 

Цель сессии — формирование новой образовательной модели университета как ведущего центра непрерывной подготовки кадров для станкоинструментальной отрасли и машиностроения. Валерий Фальков отметил, что на сегодняшний день СТАНКИН остается престижным отраслевым вузом станкоинструментальной промышленности. 

«Один из ключевых вопросов сегодняшней сессии — подготовка педагогических кадров — людей, которые выполняют главную образовательную функцию любого университета. Будет проведено несколько экспертных лекций, где ваши коллеги поделятся опытом в области трансформации образовательной деятельности и создания новых структур, а также модернизации программ обучения таким образом, чтобы они отвечали запросам рынка труда и работодателей. В результате у СТАНКИН должна сформироваться своя уникальная образовательная модель, которая учитывает такие факторы, как миссия, принципы, цели развития и концептуальный образ будущего университета. Минобрнауки и Минпромторг России, как ключевые партнеры, будут помогать реализовывать разработанную стратегию», — сказал Министр. 

Стратегия развития вуза должна быть подготовлена к 1 октября 2023 года. Также будет создана дорожная карта по реализации целей и задач вуза.  

В ходе сессии четыре рабочие группы представили идеи по формированию новой образовательной модели университета. Участникам необходимо было ответить на вопрос, какими компетенциями должен обладать выпускник — в зависимости от этого будут выстраиваться все программыобучения.

Первая группа отметила, что отрасль машиностроения ждет переход к автоматизации и роботизации, а задача СТАНКИН — подготовка квалифицированных кадров. Для обученияс пециалистов предлагается сформировать в вузе производственный полигон и лабораторный комплекс трансформации в целях обеспечения интенсивного и глубоко интегрированного вовлечения студентов в индустриальную повестку. Обучение будет вестись или в проектном формате по конкретному направлению, или дуально — совместно с индустриальным партнером.

Вторая группа предложила стратегию подготовки инженерных кадров новой формации, которые смогут трансформировать отрасль в целях достижения технологического суверенитета.  Для этого первые четыре года обучения необходимо готовить «инженера-творца», обладающего гибкими профессиональными навыками и компетенциями, а на пятом году обучения — «инженера-исследователя» с акцентом на цифровые технологии. Важную роль здесь будут играть индивидуальные образовательные траектории и погружение в реальную производственную повестку предприятий отрасли.

Третья группа предложила свою модель вуза как многофункционального центра по подготовке кадров для предприятий отрасли. Достижение такой цели потребует участие всех представителей сферы и профильных представителей всех уровней образования — высшего и средне-специального. Университет «СТАНКИН» как головной методический центр сможет в таком формате запустить новые отраслевые стандарты для образовательных организаций и компаний.

Ключевой задачей для четвертой группы стал поиск аспектов, определяющих непрерывность образования. По их версии, модель непрерывного образования СТАНКИН должна быть реализована на траектории развития на основе получения дополнительного профессионального образования. Оно позволит повысить квалификацию выпускников и будет способствовать формированию новых востребованных компетенций.

Глава Минобрнауки России по итогам сессии предложил дополнительно устроить в самом университете большую дискуссию по поводу образовательной модели и посмотреть на тему шире в разрезе междисциплинарности. 

Также в ходе мероприятия на примере Ростехаруководитель Центра открытых инноваций госкорпорации Александр Каширин рассказал о том, как на предприятии создается собственнаясистема инновационного развития.

«Сейчас мы разрабатываем новую концепцию руководства корпорацией, целью которой является формирование и развитие трехуровневой системы опережающего инновационного развития, позволяющей разрабатывать, производить и выводить на рынок уникальные продукты, которые не могут создать другие компании. Мы уже применяем механизмы данной концепции на практике, и с ее помощью смогли решить более 400 практических задач, некоторые из которых не решались десятилетиями. Такую же практику необходимо внедрять и в образовательные процессы, чтобы компетенции, полученные в университете, соответствовали потребностям рынка труда», — сказал Александр Каширин.

Важность партнерских отношений между университетом и предприятием в целях синхронизации квалификационных требований к выпускнику вуза отметил Дмитрий Кайсин, директор Дирекции перспективных образовательных программ МАИ. Он сказал, что предприятия должны показывать студентам перспективные вакансии, возможности развития в компании, чтобы еще в университете студенты формировали образ своего будущего в конкретной отрасли.

Главной задачей участников стратегических сессий в СТАНКИН является разработка дорожной карты развития университета в рамках реализации новой редакции Федерального проекта станкоинструментальной промышленности. Говоря о трансформации модели инженерной подготовки, а также о новых требованиях рынка к компетенциям выпускников ректор МГТУ «СТАНКИН» Владимир Серебренный подчеркнул необходимость создания на базе вуза отраслевого центра. 

«Отвечая на вопрос, как мы будем решать отраслевую задачу, хочу сказать, что мы работаем в рамках федерального проекта по развитию станкоинструментальной промышленности. Совершенно точно уже сейчас мы понимаем, что на базе СТАНКИН необходимо создать отраслевойцентр, который выполнял бы функцию Госплана — осуществлял долгосрочное планирование, разрабатывал новые модельные рядыоборудования, проводил доработку и вывод продукции на рынок. Эти цели были заложены в федеральный проект, и мы обязательно доведем их до реализации», — сказал Владимир Серебренный. 

Цикл стратсессий был запущен в СТАНКИН по инициативе Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России. Результатом станет новая программа развития университета и детальная дорожная карта по ее реализации.

Предыдущая новость
Следующая новость
Читать также