Свыше тысячи публикаций, посвященных укреплению межнациональных отношений, изучению и сохранению культурного населения, подготовили команды российских университетов и студенческие медиа в рамках реализации федерального патриотического проекта «В самое сердце». В число лучших конкурсных работ вошли посты в социальных сетях, посвященные многонациональной научной и культурной повестке, вкладу студентов, молодых ученых и преподавателей различных национальностей в развитие высшей школы, а также научно-популярные материалы, направленные на исследование и сохранение редких диалектов, традиций и обычаев этносов, проживающих на территории России.
«Патриотическая акция „В самое сердце“ показала, что наши университеты умеют выстроить разговор об укреплении межнациональных отношений не формально, а ярко, убедительно и творчески. Иначе в таких вопросах нельзя – молодёжь нужно увлекать, рассказывать ей о культурных традициях разных стран и народов. Это лучшая прививка против ксенофобии. Поэтому проект „В самое сердце“ станет ежегодным, а его промежуточные итоги мы обязательно обсудим на профессиональных площадках», — отметил заместитель Министра науки и высшего образования Константин Могилевский.
#GAL#
По словам ректора Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Алексея Чумаченко, для вуза тема мультикультурного диалога давно стала одной из приоритетных. «Сегодня нам сообща нужно налаживать крепкое межкультурное общение, учить и учиться с большим уважением относиться к традициям разных стран — знать их и понимать. Как университет, мы должны создать единое пространство, в котором голоса представителей разных национальностей будут слышны, — пространство доверительного полилога. Именно тогда и слова, и действия наших студентов, преподавателей, сотрудников смогут быть услышанными и попасть в самое сердце!» — уверен Алексей Николаевич.
Важнейшую миссию вузов в организации межкультурной коммуникации отмечает ректор Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева Владимир Бублик. «Информационные вбросы и истории про то, как „паблики научат“ любить/ненавидеть/разжигать межнациональные конфликты, мы, к сожалению, видели на недавних примерах. Поэтому очень важными становятся именно внутривузовская повестка и организация работы по межкультурной коммуникации. Опыт УрГЮУ показывает, что после наших внеучебных мероприятий уровень эмпатии у студентов может быть настолько высоким, что в один танец, в один хоровод выходят и держатся за мизинцы, следуя давней традиции, азербайджанцы и армяне… После событий в Нагорном Карабахе представить среди взрослого населения такой танец дружбы довольно сложно, но вуз создает все условия, чтобы молодежь понимала и принимала друг друга вопреки кризису двух стран. Здесь, на Урале, они студенты одного вуза, а мы в равной степени уважаем и даем возможность изучать и сохранять национальное культурное наследие, делиться мудростью этносов и уважительно относиться друг к другу», — сказал Владимир Александрович.
Особое отношение к межнациональным вопросам на площадках российских университетов отмечают и молодые преподаватели-иностранцы. Хоанг Тху Куинь учится в аспирантуре и работает в Северо-Восточном федеральном университете, преподает студентам вьетнамский язык — его изучают студенты языковых специальностей, технических и естественных направлений. «Я узнала, что в Якутии проживают представители более 120 национальностей, в России — более 190. Во Вьетнаме живет 54 народности. Заметила, что у якутов и вьетнамцев есть общие черты: мы трудолюбивые, миролюбивые, испытываем разные эмоции, но не выплескиваем их наружу», — подчеркнула она.
Когда студент из Конго Кимпеди Жарни Варнель поступал учиться в Уфимский университет науки и технологий, он знал лишь французский язык. А теперь не только общается с однокурсниками на русском, но даже с удовольствием поет песни на башкирском и называет Башкортостан своей второй родиной. «Это удивительное место на карте, где наука идет рука об руку с культурой всех национальностей. И каждый иностранный студент чувствует искреннее уважение к своей культуре, традициям и находит поддержку у кураторов вуза. Поэтому мне легко заводить друзей, учиться, получать развитие в любой сфере. Я чувствую, что меня понимают и принимают в команду». Конкурсные работы, победившие в одной из трех номинаций проекта (видеоролик до трех минут, цикл фотографий или пост в социальных сетях и на площадке Дзен, не более 2000 знаков с учетом пробелов), будут отмечены благодарственными письмами Минобрнауки России и опубликованы на официальных ресурсах Министерства.