Студенты высших и средних специальных учебных заведений рассказали, хотят ли они стать предпринимателями, будут ли продолжать учиться, каким видят образование будущего и как относятся к наставничеству. В масштабном исследовании приняли участие свыше 350 тысяч человек. Опрос проводила президентская платформа «Россия — страна возможностей» совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Институтом развития профессионального образования.
Среди всех опрошенных 46% планируют продолжать образование после получения диплома. Среди обучающихся по программам среднего профессионального образования такие планы есть у 47%, среди студентов вузов — у 41%. 39% опрошенных пока не определились.
«По мнению студентов, продолжение обучения необходимо им в первую очередь для получения новых профессиональных навыков и знаний по выбранной специальности (так считают 68%). Около трети участников исследования (31%) хотят продолжить учиться ради расширения кругозора. Пятая часть студентов (19%), желающих продолжить учебу, говорит, что им не хватает имеющихся знаний и навыков. Еще столько же респондентов хотели бы изменить профессиональную сферу (18%)», — поделился генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
Молодые люди также рассказали, каким они видят образование будущего. Мнения разделились: 29% респондентов считают, что онлайн и офлайн-форматы будут гармонично сосуществовать. 26% думают, что через 5–10 лет теоретические занятия будут проходить онлайн, а практические — в привычном традиционном виде.
Каждый пятый участник исследования проходил образовательные курсы от блогеров. 73% из них отмечают, что полученные знания были полезны. Такой формат учащиеся выбирали по нескольким причинам: для 34% самым важным фактором оказалось удобство прохождения курса, 33% считали блогера экспертом в выбранной профессиональной сфере, 30% ориентировались на хорошие отзывы. Треть студентов прошли курс, поскольку он был бесплатным.
42% обучающихся высших и средних специальных учебных заведений считают, что у них есть наставник. Еще 37% хотели бы, чтобы в их жизни появился такой человек. Чаще всего студенты считают наставниками своих родителей (для 63% — это мать, для 43% — отец), друзей (29%), вторую половинку или супруга (21%).
Респонденты отметили значимость наставников. 38% студентов считают, что именно более опытный и компетентный человек помогает достигнуть успеха. Если говорить о роли наставника, то для молодых людей это прежде всего тот, кто сможет вдохновить своим примером (64%) и мотивировать подопечного (63%). Более половины (56%) опрошенных отметили, что наставник должен передавать свои собственные знания и опыт.
45% участников исследования сообщили, что у них был учитель, который повлиял на их взгляды и убеждения, а каждый десятый считает школьного педагога своим наставником. Еще у 17% аналогичную роль выполняет преподаватель вуза.
59% студентов поддерживают общение со своими учителями после окончания школы, причем чаще это делают обучающиеся вузов (65%). Среди студентов СПО аналогичный показатель составляет 58%.
Респонденты поделились своим мнением о профессиональном пути и предпринимательстве. Так, 34% убеждены, что построить карьеру молодым людям сейчас легко, а 54% склоняются к тому, что сложно. Остальные студенты затруднились с ответом.
Опрос показал, что собственный бизнес интересует многих молодых людей. Возможность развивать свое дело привлекает 61% респондентов. При этом среди студентов средних специальных учебных заведений такая идея немного популярнее, чем у обучающихся вузов (61% и 59% соответственно).
«Сегодня в России меньше 1% занято в технологическом предпринимательстве, когда в развитых странах он достигает 30%. В университетах возникают идеи, вокруг них создается предпринимательская деятельность. В 2023 году, в Год наставника, мы в наших стартап-студиях, а их создано 19, будем вместе со студентами реализовывать идеи, обеспечивающие технологический суверенитет страны. Научить мыслить как предприниматель и действовать как предприниматель, можно только делая что-то вместе, и тут роль наставника неоценима. Студенты, выбирая свой профессиональный путь, сегодня нацелены на интересные, амбициозные задачи, на сильные команды и понятный результат. Мы же со своей стороны, готовы включать инициативных в совместную работу», — прокомментировала заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова.
38% опрошенных заявляют, что основное преимущество работы на себя — это возможность реализовать свои идеи и создавать новые продукты. Такой же процент привлекает то, что зарплата зависит только от самого себя, по 36% отмечают гибкий график и возможность выбирать те проекты/задачи, которые нравятся. Перспектива стать успешным бизнесменом со своим именем интересует 26% студентов.
День студента 25 января отмечают 38% участников опроса. Праздник более популярен у студентов средних специальных учебных заведений (38%). Среди обучающихся вузов День студента отмечают 34%.
Каждый пятый студент переезжал в другой регион для учебы. Половина опрошенных в учебное время проживает с родителями или родственниками, 18% — в общежитии, по 15% живут в собственной или съемной квартире.
В опросе приняли участие представители всех федеральных округов России, в том числе 15 тысяч человек из новых регионов. 45% участников исследования — студенты в возрасте до 18 лет, 53% — респонденты 18–25 лет, остальные опрошенные — 25 лет и старше.
Опрос проходил с 12 по 23 января 2023 года в онлайн-формате, в нем приняли участие свыше 350 тысяч респондентов.